Виновата ли школа?

Гусев Андрей НиколаевичРос­сий­ский школь­ник убе­ж­ден, что он, толь­ко по­то­му что жи­вет в Рос­сии, пре­вос­хо­дит ка­ко­го-нибудь «хача».


Виновата ли школа?

Послушал выступление Александра Кондакова, управляющего директора издательства «Просвещение», и еще раз убедился в том, что в глазах нынешней власти главным виновником событий на Манежной площади является школа. Это она, оказывается, неправильно воспитывала, а вернее, вообще занималась невесть чем последние несколько лет. В результате мы имеем экстремистски настроенную, несознательную молодежь.

Что ж, слова господина Кондакова — еще одно доказательство позиции Кремля, которую уже высказывал министр образования Фурсенко. Напомню, наш министр уже предложил ввести персональную ответственность педагогов за поведение своих учеников вне школы. Учиться молодежи не очень-то, по мнению министра, интересно, поэтому-то она и выплескивает свою энергию в агрессивное русло.

Да, власть по-настоящему испугалась декабрьских событий на Манежной площади, и теперь стелет солому везде, где только возможно. Конечно, проще всего обвинить школу. Проще ввести новые образовательные стандарты, отвести значительную часть времени на патриотическое воспитание, на обязательные ОБЖ, физкультуру и загадочный предмет «Россия в современном мире». Ответственность за исполнение свалить на школы — благо, рычагов управления предостаточно. А дальше отслеживать: был ли ученик или выпускник того или иного образовательного учреждения замешан в каких-либо тревожащих личный покой высоких госчиновников общественных, точнее, антиобщественных мероприятиях? И если обнаруживать таковых, то административным или финансовым путем наказывать школу либо вуз. Это так удобно!

Заодно можно организовать «правильные» интересные мероприятия для воспитания «правильно» мыслящих молодых людей. Уверен, вскоре так и будет. Школы принудят к тому, чтобы они воспитывали новое поколение для новой России, честное, открытое, толерантное, действительно, прекрасное на словах. И для этого будет еще сказано много правильных, красивых слов, проведено много правильных мероприятий, написано много правильных брошюр и учебных пособий.

Вот только все — и воспитатели, и воспитуемые — будут понимать реальность этого очередного политического заказа (а реформа старшей школы и есть самый настоящий политический заказ), заключающийся в следующем: пока у руля нынешняя власть ничто не должно ее беспокоить и раздражать. До 24 года никто не имеет право мешать ей — между прочим, кормилице школы! — своими выступлениями, акциями, намекающими на легитимность пребывания в Кремле, или провоцировать ее на неприятные с точки зрения принятия решения действия. А события на Манежной площади — это провокация на политические шаги.

Политических шагов нынешней власти, привыкшей жить вне политики и вне закона, делать совсем не хочется, поэтому она и надеется на эту странную реформу.

Только реальность будет такова, что старшие школьники, ставшие благодаря ЕГЭ и без того крайне практичными, выберут нужные для себя предметы (ту же математику, например) и вообще перестанут посещать школу. Или превратят свое пребывание в школе в откровенную формальность, потому что, согласитесь, заставить десятиклассника посещать ОБЖ и физкультуру под угрозой невыдачи аттестата, может быть, и возможно, но только причем здесь воспитание? И будет такой десятиклассник после уроков физкультуры и ОБЖ приходить на новый курс «Россия в мире» под прицелом автомата и вычитывать пафосные а-ля грызловские слова о том, что мы, русские, в отличие от других народов, дружелюбны. А потом приходить домой, включать компьютер или телевизор и погружаться совсем в другой мир.

Да и сами учителя, зависимые от государства в силу своей профессии, будут ли искренни? Тем более, что новый государственный заказ сопряжен с сокращением учительской нагрузки, а значит, и без того небольшой учительской зарплаты?

Ну, а высоким чиновникам, свалившим всю ответственность за события на Манежной площади на школу, хочется напомнить, что за последние двенадцать лет самым крылатым выражением стало путинское «мочить в сортире», что телевидение, бывшее некогда свободным и информационным, стало транслятором бесконечных боевиков и мыльных опер. Да что там говорить! Одна только «Наша Раша» с ее высмеиванием гастарбайтеров нанесла непоправимый удар по сознанию школьников. Редкий школьник за последние пять лет не оскорбил так, мимоходом, передразниванием приезжих из Таджикистана или других южных республик. И учителя в школе могут сколько угодно останавливать своих учеников, делать им замечания, но что толку, если по телевизору день и ночь крутят невинный по своему юмору сериал.

Российский школьник убежден, что он, только потому что живет в России, превосходит какого-нибудь «хача» (это самое популярное оскорбление в школе даже не считается ругательством!). И о какой толерантности может идти речь, когда в России сформировался совершенно другой воздух?

Возможно, к нему причастна и школа как государственный институт, но только хочется напомнить, что он стал особенно концентрированным в первое десятилетие двадцать первого века, во время безграничного правления одной партии и одного руководителя.

Может быть, события на Манежной площади говорят вовсе не о дефолте школы, а о дефолте нынешней власти? И с реформами надо идти отнюдь на в школу?

Андрей Гусев
http://echo.msk.ru/blog/angusev/744364-echo/

Написать комментарий

Добавить школу

Город
Адрес
№ школы или название
E-mail для обратной связи

Добавить отзыв

Город:
Пожалуйста, выберите город
Школа:
Добавить школу
Пожалуйста, выберите школу
Оцените школу:
Кликните на звёздочку для оценки
Поставьте оценку
Напишите текст
Необходимо зарегистрироваться для публикации вашего анонимного отзыва
Мы не будем отображать ваше имя, фото или адрес электронной почты рядом с вашим отзывом.

Имя

ИЛИ
Ваш адрес никогда не будет опубликован или разглашён.


Поиск рядом с адресом
Показать: в радиусе
км от

Добавить отзыв