Групповая работа на уроке литературы

Гусев Андрей НиколаевичКак ор­га­ни­зо­вать груп­по­вую ра­бо­ту на уро­ке ли­те­ра­ту­ры?


Разнообразие форм работы, как известно, залог эффективности учебного процесса. Невозможно постоянно строить урок только по какой-то одной, пусть и тщательно отработанной схеме. А уж традиционная схема, где вначале проверяется домашняя работа, а в конце урока задается новая, совсем сидит в печенках не только у учеников, но и у учителей. Красота, как уверял японский классик Кавабата Ясунари, в разнообразии.

Вариантом может служить работа в группах. Особенно эффективно это на уроках литературы, большей частью устном предмете, где у ребенка всегда есть возможность отсидеться или поспать, пока отвечают другие.

Каким же образом мы выстраиваем групповую работу? Рецепт довольно прост. Класс разбивается на несколько групп: от двух до четырех, в зависимости от количества учеников. В каждой группе по 4-5 человек, можно больше.
Учитель на доске пишет список вопросов или тем, которые выносятся на обсуждение, по изучаемому произведению.

Например, 10 класс, И.Тургенев, «Отцы и дети». Тема урока: «Взаимоотношения Базарова и Одинцовой». По данной теме список вопросов может быть следующим:
1) Базаров и Аркадий на балу
2) История жизни Одинцовой
3) Распорядок дня Одинцовой
4) Аркадий и Одинцова
5) Аркадий и Катя
6) Базаров и Одинцова: сходства и противоположность характеров
7) Сцена признания Базарова
8) Причины невозможности сближения героев

Ученики, предположим самый простой вариант, когда у нас всего две группы, выбирают себе по очереди вопросы. Например, группе А достались 1, 3, 5, 8 вопросы, а группе Б — 2, 4, 6, 7. Далее ученикам дается не более пяти минут, чтобы они внутри группы распределили свои вопросы: кому по какой теме выступать. Выступающих должно быть как минимум двое: основной докладчик и дополняющий, который либо дополняет основного докладчика, либо просто заканчивает его выступление.

Но и это еще не все. За данные учителем на подготовку пять минут ученики внутри группы должны проработать и темы соседней группы, потому что им придется в обязательном порядке задавать вопросы своим соседям. Вопросы можно заготовить заранее, а можно сориентироваться по ходу ответа. В случае отсутствия вопросов к отвечающей группе со стороны их соседей, последних вопросами «заваливает» учитель, у которого, само собою, в арсенале всегда много «коварных» вопросов. Поэтому лучше внимательно слушать отвечающих по своей теме товарищей, чтобы потом задать им несколько вопросов.

Итак, после пятиминутной подготовки поочередно, в строгом соответствии с выписанными на доске вопросами, ученики начинают работу. Выступили двое по теме — вторая группа задает свои вопросы. Кстати, отвечать на вопросы могут любые члены группы, не только те, которые только что отвечали. И так прорабатываются все, заготовленные учителем, вопросы.

Я умышленно употребляю термин «группа», а не «команда», потому что, несмотря на то, что ученики работают внутри группы: распределяют вопросы, поддерживают друг друга, дополняют, подсказывают, — каждый имеет свой уникальный счет удачных или неудачных ответов. Задача учителя — фиксировать работу каждого ученика. И если один внутри группы постоянно отвечает, задает вопросы соседней группе, а другой отмалчивается, то и оценивание происходит пропорционально их работе на уроке.

Такое дифференцированное оценивание стимулирует тех, кто надеется отсидеться за спинами своих более знающих или более активных товарищей. Здесь такой фокус не проходит: оценки внутри группы по итогам работы могут сильно разниться.

Чем хороша подобная форма работы? Разумеется, вовлеченностью всех учеников в работу. Кроме того, очень легко решается вопрос с дисциплиной. За выкрики, перебивание, несоблюдение прочих норм поведения на уроке все накопленные плюсики ученика аннулируются, а сам ученик получает письменную работу по выборочным темам урока.

Также важным моментом является умение выслушать отвечающую сторону. Ведь в случае невнимательности можно пропустить какую-то информацию, какой-то эпизод, а потом неудачно задать вопрос по тому, что только что прозвучало на уроке.

Главный же плюс данной работы заключается в том, что ученики выступают не только в роли отвечающих, но и задающих вопросы. Подчас ответ группы становится полнее и интереснее только благодаря удачно сформулированным вопросам. Особенно интересны вопросы, касающиеся внутреннего мира героев, причин тех или иных их поступков, разнообразия перспектив развития отношения героев, их судеб. Благодаря такой возможности школьники глубже прорабатывают материал, учатся через другие каналы анализировать произведение. А ведь умение сформулировать вопрос — это и есть нестандартные каналы восприятия материала.

Задать правильный, уместный вопрос и грамотно, доходчиво сформулировать его — это и речевая работа, без которой невозможен урок литературы.

Андрей Гусев

Написать комментарий

Добавить школу

Город
Адрес
№ школы или название
E-mail для обратной связи

Добавить отзыв

Город:
Пожалуйста, выберите город
Школа:
Добавить школу
Пожалуйста, выберите школу
Оцените школу:
Кликните на звёздочку для оценки
Поставьте оценку
Напишите текст
Необходимо зарегистрироваться для публикации вашего анонимного отзыва
Мы не будем отображать ваше имя, фото или адрес электронной почты рядом с вашим отзывом.

Имя

ИЛИ
Ваш адрес никогда не будет опубликован или разглашён.


Поиск рядом с адресом
Показать: в радиусе
км от

Добавить отзыв