Горькое лекарство

Размышления по поводу введения «Архипелага Гулага» А.Солженицына в школьную программу.


Литература — это художественное отражение времени. «Архипелаг Гулаг» — его мрачная констатация, мрачная летопись крупнейшего геноцида ХХ века.

Для отображения кровавого, не получившего еще окончательной исторической оценки периода нашей жизни не потребовалось особых литературных приемов: метафор, аллегорий. Достаточно было просто рассказывать, приводить документальные свидетельства. Жизнь внутри и вокруг ГУЛАГа оказалась красноречивее любых метафор.

Включение в школьную программу книги «Архипелаг Гулаг», знакового произведения русской литературы XX века, надеюсь, станет ключевым моментом для всего нашего общества.

Со школой все прозаичнее. Очевидно, что, учитывая объем, пусть даже и сокращенной версии, далеко не все учащиеся самостоятельно осилят это произведение. Конечно, многое придется делать учителю: рассказывать и пересказывать, давать на уроке выборочные отрывки в зависимости от уровня класса, степени его подготовленности. Ведь важно, не то, прочитает или не прочитает данную книгу класс, а то, что расширятся границы вовлеченности общества в эту книгу.

Не только школьники будут причастны к «Архипелагу Гулагу». У школьников есть родители. Разумеется, совершенно необязательно, что они непременно возьмутся за Солженицына, но так или иначе соприкоснутся с произведением. Кроме того, вокруг книги, целесообразности ее преподавания в школе развернутся широкие дискуссии. А, значит, границы вовлеченности вновь расширятся.

Да, именно границы вовлеченности! Популяризация произведения (только не самого названия, а идеи) станет столь необходимым обществу лекарством здравого смысла. Ведь каждая глава книги, каждая ее страница — это горькое лекарство от насилия, тоталитаризма, абсолютизации власти, молчаливого согласия и безволия. Лучше всего принять это лекарство, не морщась и не отворачиваясь, целиком. Набраться терпения и мужества и прочитать «Архипелаг Гулаг». Но можно принимать и по частям: по главам, по абзацам. Лекарственное действие все равно будет происходить. Не сразу, постепенно, потому что после прочтения этой книги невозможно остаться равнодушным. Невозможно закрыть глаза и уши и сказать себе, что все это неправда. Невозможно уже смотреть на фигуры советских вождей без чувства омерзения. Невозможно положительно оценивать вседозволенность спецслужб. Невозможно надеть розовые очки и остаться в стороне. И невозможно молчать.

Вспомним, что сама система ГУЛАГа была возможна только благодаря молчаливому согласию страны. «Замордованная воля» — вот как характеризует писатель состояние советского общества, самой отличительной чертой которого является рабская психология. Ну, разве это не остается актуальным и по сей день?

Да, ГУЛАГ был построен нашими руками, с молчаливого согласия всего общества. Все знали про него и безо всяких газет, только цензура была так глубока, что боялись говорить даже на кухне, даже в постели!
ГУЛАГ остается внутри нас, пока жива в нас самих эта рабская психология. Поэтому-то и надо говорить об этом с детьми на уроках литературы, изучая Солженицына. Читать отрывки из «Архипелага ГУЛАГа» и не охать да возмущаться, обращая внимание на «перегибы сталинского руководства», а устанавливать причинно-следственные связи.

Нужно помнить, что до сих пор мы не дали исторической оценки той эпохе, у нас не было ни десталинизации, ни деленинизации. Мы до сих пор не назвали деяния политических фигур того времени преступными. Поэтому, чтобы ГУЛАГ не повторился, надо говорить и о настоящем, о последствиях репрессий, о «замордованной воле», которая, мутируя, словно вирус, живет в нас как страшное наследие не ушедшей еще эпохи.

Рабство в головах. Германия нашла в себе силы и мужество признать свою вину за фашизм и выбросить Гитлера в помойку, как омерзительнейшее из явлений. Мы же по непонятным причинам всячески оберегаем имена Ленина и Сталина, затеявших многомиллионный геноцид собственного народа.

Надеюсь, горькое лекарство — введенная в программу книга Солженицына — поможет нам сделать важный исторический шаг, без которого мы так и будем пребывать в состоянии постимперских иллюзий, — дать официальную оценку деятельности советских вождей.
Это шаг в будущее. А для него надо, для начала, прочитать «Архипелаг Гулаг», принять горькое лекарство. Сладкие пилюли нам не помогут, для осознания произошедшего нужна суровая правда.

В противном случае мрачный летописец крупнейшего геноцида XX века может оказаться предсказателем будущего. И виноваты в этом будем мы сами.

Андрей Гусев
http://echo.msk.ru/blog/angusev/722671-echo/

Написать комментарий

Добавить школу

Город
Адрес
№ школы или название
E-mail для обратной связи

Добавить отзыв

Город:
Пожалуйста, выберите город
Школа:
Добавить школу
Пожалуйста, выберите школу
Оцените школу:
Кликните на звёздочку для оценки
Поставьте оценку
Напишите текст
Необходимо зарегистрироваться для публикации вашего анонимного отзыва
Мы не будем отображать ваше имя, фото или адрес электронной почты рядом с вашим отзывом.

Имя

ИЛИ
Ваш адрес никогда не будет опубликован или разглашён.


Поиск рядом с адресом
Показать: в радиусе
км от

Добавить отзыв