Зачем нам иностранные преподаватели?

Иностранных преподавателей, работающих в российских вузах, теперь могут обязать оформлять разрешение на работу. Ранее в отношении этой категории иностранных граждан действовало исключение.


Зачем нам иностранные преподаватели?

Главная причина ужесточения законодательства в отношении приезжих преподавателей – участившиеся случаи разжигания межнациональной розни, насаждение идеологии экстремизма, а также низкий уровень квалификации многих трудовых мигрантов.

Интересно, может ли кто-нибудь вообще объяснить, что такое идеология экстремизма? И почему именно иностранные преподаватели насаждают в вузах эту загадочную идеологию?

Год назад Фурсенко утверждал, что надо привлекать в сферу российского образования как можно больше иностранных преподавателей. Утверждал вполне обоснованно. Обмен международным опытом еще никому не повредил. И если мы обратимся к истории России, то обнаружим среди действительных членов Академии наук большое количество иностранных ученых. Во времена Петра I они вообще составляли подавляющее большинство. Бернулли и Эйлер, Крафт и Освальд до сих пор представляют гордость отечественной науки. Ну а поголовная среди дворян мода на учителей французов? Разве она не дала свои плоды хотя бы в знании французского языка? Конечно, учителя – прохвосты, описанные, например, Пушкиным не были редкостью, но и отношение к ним было соответствующее. Вспомним, к примеру, учителя Петра Гринева из «Капитанской дочки». Француза – любителя крепких напитков и слабого пола – в скором времени с позором вышвырнули со двора.

Но это частные случаи. По крайней мере, в экстремизме французских гувернеров и немецких математиков никто не обвинял. Такое могло придти в голову исключительно нашим законодателям. Обосновывая данный законопроект, председатель Мосгордумы Платонов сказал, что "в некоторых регионах появлялись люди, которые могли разжигать межнациональную вражду". http://echo.msk.ru/news/602968-echo.html То есть не было фактов, прямых доказательств, судебных разбирательств, конфликтов. Просто такое может, с точки зрения Мосгордумы, теоретически быть, поэтому закон необходим. Теоретически, впрочем, может быть все что угодно. Можно, например, теоретически представить себе, что иностранные преподаватели начнут заниматься незаконным оборотом наркотиков и вовлекать в этот процесс студентов. А можно представить себе, что они же могут несанкционированно водить студентов на природу (как бы на практику), разводить костры в заказниках и заповедниках, производить отстрел редких животных. Почему бы в целях безопасности государства, а именно этими целями и руководствовалась Мосгордума, принимая подобное постановление, не обязать иностранных преподавателей ежегодно проходить проверку в органах наркоконтроля и сдавать экзамены по технике безопасности?

Обвинение в разжигании «идеологии экстремизма» выглядит сколь комично, столь и прискорбно для нашего государства. Все-таки в безусловном понимании экстремизм – это разжигание межэтнических конфликтов, захват части территории чужого государства, геноцид, разрушение храмов, вооруженные бандитские формирования. Но наша российская действительность такова, что само понятие экстремизма имеет у нас весьма широкие и неясные границы. В чем-то эти границы сравнимы с пресловутой 58 сталинской статьей, под которую попадала фактически любая деятельность, кажущаяся вредной режиму. Под идеологию экстремизма вполне может подходить деятельность, отрицательно сказывающаяся на процессе воспитания, уровне культуры российских граждан. http://pkc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=70&Itemid=80

Формулировка, с которой очень трудно спорить отнюдь не по причине ее точности и доказательности, а по причине ее непреодолимой неконкретности.

В данном грехе можно обвинить кого угодно – не ошибешься. Можно СМИ, можно иностранных преподавателей, можно организаторов художественных выставок. Не вписывается данное социальное или общественное явление в построенную систему вертикали, выпадает, не контролируется – значит, определяется как деятельность «экстремистской направленности» или «экстремистской идеологии». Прискорбно, что за желанием все контролировать стоит исключительно демонстрация силы власти, а не ее ума.

Создав дополнительные сложности для привлечения на работу в нашу систему образования иностранных преподавателей, мы сделали еще один шаг к нашей снобистской изолированности. Приобретенное за ХХ век умение отгораживаться от всего мира и выстраивать на этой основе свою внешнюю и внутреннюю политику до сих пор мешает нам построить полноценное гражданское общество, без которого нас воспринимают на Западе как тоталитарное, недемократическое государство. И этот нелепый закон нанесет удар не только по системе образования, но укоренит нелицеприятное мнение о нас во всем демократическом мире. Впрочем, игнорировать и высмеивать чужие мнения мы хорошо умеем, равно как и выискивать врагов.

 

Андрей Гусев

Написать комментарий

Добавить школу

Город
Адрес
№ школы или название
E-mail для обратной связи

Добавить отзыв

Город:
Пожалуйста, выберите город
Школа:
Добавить школу
Пожалуйста, выберите школу
Оцените школу:
Кликните на звёздочку для оценки
Поставьте оценку
Напишите текст
Необходимо зарегистрироваться для публикации вашего анонимного отзыва
Мы не будем отображать ваше имя, фото или адрес электронной почты рядом с вашим отзывом.

Имя

ИЛИ
Ваш адрес никогда не будет опубликован или разглашён.


Поиск рядом с адресом
Показать: в радиусе
км от

Добавить отзыв